Часть 2

по материалам интернета

Рассказ или рассказик – это твоя картинка, где нарисован кусочек жизни. Нарисуй его с аппетитом. Увлекательно, удивительно и убедительно.

Можно попробовать:

- Написать рассказик о самом интересном происшествии за последнюю неделю.

- Написать о том, что было с тобой, но так, будто это произошло с придуманным тобой персонажем.

- Сочинить рассказик о том, что ты услышал от кого-то другого.

Что такое стихи

Самый музыкальный жанр

Проза – это когда просто пишешь подряд и пишешь. А что такое стихи? Чем они отличаются от прозы?

Самое заметное отличие – это разделение на строки.

Пока мы не делим то, что сочинили, на строки – это проза. А если нам важно, как звучит каждая строка и как они звучат друг за другом, – это уже стихи.

Стихи позволяют человеку выразить своё чувство, своё настроение. Этому помогает их музыкальность. Каждое стихотворение – это немножко песня. Некоторые стихи и становятся песнями. Когда другой человек читает стихотворение, он обычно чувствует что-то похожее на переживание автора.

Сравнения и образы

В стихах, как и в прозе, можно рисовать словами. Но в стихах чаще используются сравнения. Например, мы и в прозе можем сказать, что облако похоже на снежную гору. Но если мы скажем это стихами, это будет выглядеть особенно выразительно.

Благодаря музыке стихотворных строчек, наше сравнение будет наполнено нашими переживаниями. Если нам весело, можно добавить к этому сравнению белых чаек, слетающих с облачной горы, как озорные лыжники. А если нам тревожно, можно сказать, что эта гора становится всё тяжелее и даже страшновато: не рухнет ли небо на землю. Когда сравнение становится такой особой картинкой, про него говорят: «образ».

Хорошо, когда в стихах много сравнений и образов. Чем они необычнее, чем лучше нам удаётся придумать их по-своему, тем интереснее стихи.

Размер

Можно в стихотворных строках подсчитывать число слогов и ударений. Если строки похожи этим друг на друга, то говорят, что стихотворение имеет свой размер.

У самых известных размеров есть особые названия. Те, кто изучает стихи, придумывают названия и для всяких других стихотворных особенностей.

Но когда начинаешь сочинять стихи, всё это знать не обязательно. Достаточно просто прислушиваться к тому, чтобы они звучали складно. Чтобы в них была музыка.

Рифмы

Ещё в стихах бывают рифмы. Это слова, похожие по звучанию. Рифмы тоже помогают музыке стихов. Но стихи не обязательно должны быть с рифмами.

Чаще всего рифмы ставят на концах строк, хотя бывает и по-другому.

Легко придумывать обычные рифмы, которые уже встречались в стихах много-много раз. Необычные найти труднее. Зато с ними стихи становятся интереснее.

Снег, зима.
На дворе в шесть часов вечера тьма.
Скучно мне.
Нельзя поиграть во дворе.
Как будто я в замке тьмы.
Не выбраться мне отсюда
До весны.

Свободные стихи

Можно сочинять СВОБОДНЫЕ СТИХИ. Такие, где рифм нет (или почти нет). Такие, где строки не обязательно одинакового размера.

Такие стихи по-другому называют «верлибр». В них есть только разделение на строки и складное течение слов. Чтобы в каждой строке была музыка и чтобы музыка шла от одной строки к другой.

Не все взрослые знают про свободные стихи. А ты теперь знаешь. Поэтому не смущайся, если тебе скажут, что это не стихи – без рифм и размера. Если есть музыка и образы, то всё в порядке.

Если ты пишешь, разбивая написанное на строчки, это уже стихи. А чтобы они были лучше, постарайся, чтобы звучали певуче и чтобы в них были картинки из слов.

Можно попробовать:

- Написать маленькое эссе, в котором будут сравнения и образы. А потом разбить на строки и постараться сделать музыкальным, чтобы оно превратилось в стихотворение.

- Придумать такой стишок, который легко было бы распевать.

- Написать стихотворение, в котором было бы не больше пяти строк, зато был бы необычный образ.

Как искать рифмы

Разные рифмы

В рифме главное – чтобы в словах были похожи ударные звуки и кончики слов после них. Например, «кони» и «пони». А «копейка» и «попей-ка» - рифма ещё лучше, потому что здесь и ДО ударной буквы «е» в словах есть одинаковые части «оп».

Чем больше одинаковых звуках в словах, тем «богаче», как говорят, рифма. А вот «трава» и «сестра» - хотя и рифма, но совсем «бедная». Ведь тут совпадает только последний звук.

Многие рифмы давно известны. Поэтому не надо хвататься за первую подвернувшуюся. Хорошую рифму не всегда найдёшь сразу. Иногда приходится перебирать в голове много созвучий, прежде чем отыщешь особенно удачное.

Двустишие

Рифмы могут быть внутри строк или в начале. Но чаще всего в русских стихах встречаются рифмы на конце строк. Самое простое стихотворение с такими рифмами – ДВУСТИШИЕ.

Двустишие – это стишок из двух строк. Когда на концах этих строк стоят два слова в рифму, двустишие становится особенно звучным.

Поэтому на двустишии можно прекрасно тренироваться придумывать рифмы.

Рифма и смысл

В удачной рифме должен быть ещё и удачный смысл. Например, раз уж в двустишии строчки откликаются рифмой друг другу, в этом отклике должно быть что-то особенное. Хорошо, когда во второй строке встречается какой-то сюрприз, хотя бы маленький, какая-то неожиданность. Тогда рифма усилит эту неожиданность и сделает особенно интересной.

Бывает и наоборот. Яркий необычный смысл двустишия оживляет даже самую обычную рифму. Это тоже поэтическая удача.

Четверостишие

В стихотворении из четырёх строчек тоже обычно используются рифмы на концах строк. Но редко все четыре строки рифмуются одинаково. Обычно в четверостишии бывает две разных рифмы.

Четверостишие может состоять из двух двустиший, в каждом из которых своя рифма. Но могут рифмоваться первая строчка с четвёртой, а вторая и третья друг с другом. Рифмы могут быть и вперекрёст: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Для соседних строчек (как в двустишии) стоит подыскать рифмы богаче, чем в строчках, отодвинутых друг от друга.

Четверостишие это уже вполне солидное стихотворение. Ведь оно вдвое больше двустишия!

Загадка

Мягкие лапки,
На лапках — царапки.

Радуга

Разноцветные цвета -
Это просто красота.
Висят вверху, не падают,
Нас с тобою радуют.

Большие стихи

Если научишься сочинять двустишия и четверостишия, то можно писать и большие рифмованные стихи. Ведь они могут состоять как раз из двустиший или четверостиший.

Хотя бывают и другие виды стихов. Какие – можно узнать из книг разных поэтов. Читая хорошие стихи, можно многому научиться. Не для того, чтобы писать так же, а для того, чтобы писать по-своему.

Писать стихи в рифму, начиная с двустиший и четверостиший, - увлекательное занятие. Особенно если не забывать обо всём остальном, что нужно стихам.

Можно попробовать:

- Сочинить стихотворение в несколько строчек с одной рифмой (когда все строки рифмуются друг с другом). Хорошая тренировка с забавным результатом.

- Написать стишок из трёх двустиший. Пусть каждое двустишие будет с рифмой, но чтобы друг с другом они не рифмовались.

- Придумать стишок, состоящий из четверостишия и двустишия.

Как написать трёхстишие

Снова о свободных стихах

Поговорим подробнее о верлибре. О стихах, в которых есть музыка и образы, но нет обязательных рифм и обязательного размера.

Такие стихи интересно сочинять, потому что в них можно выразить всякие оттенки своего настроения.

Один из самых чудесных жанров такого вида – это СВОБОДНОЕ ТРЁХСТИШИЕ. Всего три строчки составляют самое настоящее стихотворение!

Свободное трёхстишие

Когда придумываешь трёхстишие, не надо тратить силы на поиск рифм и на подсчёт слогов и ударений в каждой строчке. Зато думаешь о том, чтобы оно складно звучало, чтобы в нём была картинка с настроением. Здесь важны переходы от слова к слову, от строки к строке.

Трёхстишие словно само помогает автору. Даже простые слова и строки наполняются в нём особым смыслом. Читатель чувствует не только сказанное, но и недосказанное. То, что переживал автор, когда сочинял трёхстишие.

Четвёртая строка для трёхстишия

У трёхстишия, кроме трёх строк, может быть и ещё одна: это его НАЗВАНИЕ. Название помогает понять стихотворение. Оно что-то добавляет к той картинке, которая в нём нарисована.

Рифмы в свободных стихах не обязательны. И не запрещены. Правда, если уж рифма встречается, пусть лучше она будет внутри строк, а не на концах. Иначе трёхстишие будет или слишком звонким (если рифмуются все три строки), или неровным (строка без рифмы обидится). Но всё равно помни, что это свободные стихи, – и пиши как хочется.

Хокку или не хокку

Взрослый, который много читал, может сказать, увидев трёхстишие: «А, знаю, это хокку».

Хокку (или хайку) – так называются японские трёхстишия, известные давным-давно. Но у японских трёхстиший много сложных правил. Да и сочинять их лучше по-японски.

Когда сочиняешь по-русски свободные трёхстишия, совсем не обязательно называть их японским словом. Так и объясни начитанному взрослому.

Врезы:

*   *   *

Речка замёрзла.
Русалки
Катаются на коньках.

*   *   *

Смотрю в окно, как в пруд.
Вижу в пруду птицу.
Пруд прозрачный, а птица воздушная.

Все трёхстишия разные

Если тебе понравилось, сочиняй трёхстишия сколько угодно! Это очень подходящий жанр и для начинающего поэта, и для опытного.

Но пусть все твои трёхстишия будут разными. Как и каждый день жизни.

Трёхстишие позволяет выразить самые тонкие переживания. И сохранить самое удивительное из того, что удалось заметить внутри и снаружи.

Можно попробовать:

- Сочинять трёхстишия о том, что видишь на улице: о птице, о дереве, о дожде.

- Написать о том, что переживаешь внутри себя: о настроении, о мечте, об огорчении.

- Написать трёхстишия, в которых соединяется то, что видишь снаружи, и то, что чувствуешь внутри.

Что полезно всегда

У каждого литературного жанра есть свои особенности. Но есть и такое, что важно для пишущего всегда. В стихах и в прозе. В любом жанре. Даже если ты этот жанр придумал сам.

Это как витамины, которые нужны для жизни. Есть свои витамины для писательской жизни. И для читательской (писателю о них тоже надо знать).

Надо знать про писательские краски. И про всякое другое, без чего трудно сочинять по-настоящему. Так, чтобы было интересно и тебе, и твоему читателю.

Как рисовать словами

Писательские краски

У художников есть разные краски: масляные, гуашевые, акварельные... Вот и сочинителю нужно уметь пользоваться разными красками. Чтобы читатель ВИДЕЛ то, о чём мы написали.

У писательских красок тоже есть свои названия. Но дело не в названиях, а в том, чтобы знать про свои возможности. И учиться их применять.

Подробности

Мы уже говорили, что красками могут служить разные ПОДРОБНОСТИ. Они оживляют описанное событие, и место, где оно произошло, и всё остальное.

Иногда мы пишем об окружающих подробностях, но одновременно показываем с их помощью что-то другое. Например – что творится в душе того, о ком пишем. Если всё выглядит уныло, то и у человека в таком окружении скорее всего плохое настроение.

Даже одна-единственная подробность (или, как говорят, ДЕТАЛЬ) может оказаться очень выразительной.

Эпитеты

Замечательный вид словесных красок – ЭПИТЕТЫ. Слова, которые говорят о человеке, о другом существе или о предмете: КАКОЙ он. Весёлый, скучный, светло-зелёный, шершавый, скомканный, горький – это всё эпитеты. Добавляя их, мы раскрашиваем слова своим зрением и своим отношением.

Эпитеты – как аппетитные приправы – улучшают вкус всего, что мы сочинили. Хотя, конечно, надо не переперчить и не пересластить.

Важно найти для слова не такой эпитет, который все к нему всегда прилепляют, а свой собственный. Что яблоко румяное, вода прозрачная, а дождь проливной, говорили много раз. Сумеешь сказать по-другому?

Сравнения

Рисовать словами помогают и СРАВНЕНИЯ. Это такая игра в «что на что похоже» – не спортивная, а изобразительная.

Многие удачные сравнения давно уже поселились в нашем языке. Например, мы можем сказать про человека, что он «мрачный, как туча». Это сравнение уже всем известно. Кто-то когда-то придумал его первым, а потом оно так всем понравилось, что стало привычным.

Конечно, порою можно использовать такие известные сравнения. Но гораздо увлекательнее придумывать новые, необычные, свои.

Метафоры

Некоторые сравнения обходятся без слов «как», «словно», «похоже на». Они просто изображают одно с помощью другого. Это называется МЕТАФОРА.

«Идёт дождь», «железная воля», «горящие глаза» – это всё известные метафоры. Мы даже не вспоминаем, что у дождя нет ног, что волю нельзя пощупать, что глаза – не дрова.

Когда пишешь что-то своё, можно использовать прежние метафоры, а можно и новые изобрести.

Звучные краски

Ещё одно живописное средство – ЗВУЧАНИЕ того, что мы сочинили. Это особенно важно для стихов, но и для прозы тоже.

Даже когда написанное читают молча, оно по-своему звучит в читателе. Разные звуки создают разное настроение. Так что стоит прислушиваться к тому, что пишешь, и развивать свой слух.

Образ – это наша картина

С помощью всех этих разнообразных средств мы можем создать целый ОБРАЗ. Образ – это как раз нарисованная словами картина.

Образом может стать выразительный персонаж. Скажем, Баба-Яга – образ вредной злой старухи. А Снежная Королева – образ холодной красоты, равнодушной к человеческим чувствам.

Образом может стать изображённое нами событие, которому посвящён рассказ. Или переживание, которое выражено в стихотворении. Образ – это наша удача. Наша литературная добыча.

У писателя не меньше красок, чем у художника. Ими можно рисовать замечательные картины. Но все твои писательские краски помещаются на одной-единственной кисточке. Это ручка, которой ты пишешь.

Можно попробовать:

- Написать рассказик, в котором не будет ни одного эпитета. А потом их туда вставить.

- Посмотреть вокруг и подумать: на что похоже вон то, на что похоже вот это. Может быть, с одного из таких сравнений начнётся твоё стихотворение.

- Найти в том, что ты написал, найти обычные эпитеты, сравнения и метафоры. И заменить их на другие, тобой придуманные.

Нужны ли советы автору?

На прощание хочется сказать о некоторых важных вещах. О том, что можно делать, чтобы писать лучше.

Не знаю, нужны ли тебе эти советы. Может быть, ты придумаешь для себя свои правила. Более полезные для тебя, чем эти.

Можешь ПРИМЕРЯТЬ мои советы к себе. Но вовсе не обязательно их ПРИНИМАТЬ. И если у тебя появятся свои правила творчества, поделись ими со мной.

Полезные советы

Пиши каждый день

Каждый день, хотя бы понемногу. Не для того, чтобы написать побольше. А для того, чтобы не упустить день, когда пишется особенно удачно. И чтобы развивать свои способности.

Тренируй внимание

Внимание ко всему, что происходит вокруг. Замечай любопытные подробности. Собирай подходящие темы для своих произведений.

Не упускай вдохновение

Не прозевай его, когда оно приходит. И учись помогать ему прийти.

Не подставляй себе подножку

Никогда не говори себе (или другим о себе): «У меня нет времени», «У меня не получается», «Не знаю, о чём писать». Ищи время. Пробуй снова и снова. Если нет темы, пиши о том, что первое попадётся на глаза или придёт на ум.

Избегай повторения

Старайся не повторять одинаковые слова. А тем более целые выражения. Другое дело – если ты это специально задумал.

Узнавай то, о чём пишешь

Если пишешь о том, что тебе не очень знакомо, узнай побольше. Можно прочитать об этом. Можно расспросить того, кто знает.

Обдумывай

Если сейчас не получается сочинять, займись другой писательской работой. Обдумай то, о чём собираешься написать. Перечитай и улучши написанное раньше.

Изобретай

Придумывай свои способы сочинительства.

Не раскрывай всё сразу

Пиши так, чтобы читателю было интересно: что же будет дальше.

Ищи самые подходящие слова

Пользуйся не первыми попавшимися словами и выражениями. Ищи их специально для того, о чём пишешь.

Заканчивай начатое

Старайся непременно завершать то, что начал сочинять.

Отложи, а потом улучши

Когда написано до конца, отложи это на какое-то время. А потом перечитай и улучши всё, что сможешь.

Найди отзывчивого человека

Найди взрослого, которому доверяешь. Кто согласился бы читать твои произведения и говорить свои замечания о них.

Не бросай творчество

Не верь никому, кто будет говорить, что тебе писать не нужно. То, что можешь написать ты, никто другой не напишет.

Пиши!

Помни, что научиться писать можно только если пишешь. И пиши ПО-СВОЕМУ!

Послесловие для взрослых

Здесь я хочу поговорить с теми взрослыми, которые любят своего ребёнка и хотят помочь ему раскрыть свои способности. Об этом можно прочитать в моей книге «Домашний автор», но если она вам не попалась, я постараюсь сказать здесь о самом важном.

Самое-самое важное, вы наверняка уже знаете. Но всё-таки скажу:

Любите своего ребёнка!

А вот что из этого следует, если подумать о его творческой жизни:

- Относитесь к нему (независимо от возраста) как к свободной творческой личности, которой необходимо разгадать своё призвание и как можно лучше осуществить его.

- Помогайте ему (или ей) в творчестве. Если ему пока трудно писать – записывайте за ним. Сберегайте исписанные бумажки. Не дёргайте его, когда он что-то придумывает. Пусть он чувствует вашу поддержку.

- Радуйтесь его творчеству и цените его. Не бойтесь быть по-хорошему пристрастными. Не бойтесь хвалить. Ругатели и критики без вас найдутся.

- Защищайте его от тех, кто хочет упрекнуть, уязвить, развенчать. Аккуратно, тактично, но защищайте. Пусто говорят что угодно вам, лишь бы его оставили в покое.

- Предлагайте новые возможности. Выпускайте вместе домашнюю газету. Делайте самодельные книжки. Ставьте домашние спектакли. Устройте маленький кукольный театр. Поищите литературный кружок.

- Читайте ребёнку вслух, если ему это нравится. Любыми способами находите для этого время. Доставайте книги, которые могут его заинтересовать.

- Постарайтесь отыскать человека, который мог бы прочитать написанное, дать добрый творческий совет ребёнку.

- Если у вас есть доступ к интернету, поищите там занимательные сайты, посвящённые языку, литературе. Если найдёте что-то интересное, покажите ребёнку. Если вы сами сумеете сделать сайт для него, он сможет публиковать написанное и видеть реакцию читателей.

- Оберегайте ребёнка от ранней «раскрутки», от возбуждения тщеславия, от желания добиться особого признания своих литературных заслуг.

- Побуждайте, но никогда не принуждайте его к творчеству. Не говорите «надо» и «ты должен». Он должен чувствовать свою свободу.

- Не склоняйте его к творчеству «на случай». К сочинению дежурных поздравительных стихотворений и тому подобному.

- Поощряйте его самобытность, оригинальность, поиск своих способов самовыражения. Спокойно относитесь к блужданиям на этом пути, но не бойтесь мягко высказать своё отношение к тому, что для вас неприемлемо.

- Не забудьте сами прочитать всю эту книгу, не только послесловие. Обсудите её с ребёнком, если он захочет. Поясните ему то, чего он не понял. А если что-то не поняли вы сами, срочно свяжитесь с автором и попросите у него пояснений. Я его знаю, он не откажет!..



 

Понедельник, 16.06.2025, 02:36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz