Как сказал Шекспир: "Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении". Стресс — это наша психологическая реакция на событие, но не само событие.
Послание, которое мы передаем нашему телу, — раздражение или принятие, — это тот сигнал, на который оно будет отвечать.
Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок,
таких, как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация. Наша нервная система целиком находится под
контролем "центрального регулирующего фактора", контрольного центра, который у человека называется личностью. Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положительными - они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принадлежность к той или
иной категории.
Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физическом теле.
Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности - все это действительно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д. Беспокойство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, -
это вторичные болезни.
Обратимся снова к Шекспиру: "Бодрость духа - это здоровье и, наоборот, меланхолия - это болезнь". Когда мы говорим, что наше "сердце разбито", знает ли тело разницу между эмоциональным разрушением сердца и его физическим разрушением? Оказывается, нет, поскольку силой своего воображения разум немедленно воздействует на телесную сущность. Послания, основанные на радости, успехе, надежде, любви и благополучии, - это животворные сообщения, которые убеждают тело укреплять силы и жизнеспособность, чтобы вернуться к полноценной жизни.
Тем не менее на сознательном уровне мы часто лжем себе и окружающим, что все в порядке - "нет проблем", "все идет как надо", "нет никаких поводов для беспокойства". Лишь немногие готовы признать, что испуганы или одиноки, что чувствуют огромную вину, что рассержены и ожесточены. Альберт Швейцер говорил: "Каждый больной носит внутри себя собственного врача. Мы чувствуем себя лучше всего тогда, когда даем возможность этому врачу поработать". Однако дни, когда мы лечили себя дома горячими отварами трав и покоем, давно прошли. Мы стали беспомощными и зависимыми, утратили способность слушать внутренний голос интуиции.
Найти глубинную причину стереотипов и установок не всегда бывает просто, так как зачастую они очень тщательно запрятаны. Одним из ключей к пониманию того, что происходит сейчас, является обращение к детскому возрасту. Были ли в тот период какие-то особенные трудности или сильные переживания? Переживание смерти, изоляция или другие подобные травмы могут оставить глубокий след в виде страха, утраты, печали, гнева и неуверенности. Все это остается с нами, определяет и влияет на характер наших действий, поведение, чувства и образ мыслей. Поразительно, как много людей в детстве были обделены любовью и счастьем. Возможно, наши родители хотели иметь мальчика, а не девочку, может быть, родители развелись, и мы проводили детские годы в переездах от мамы к папе и обратно, выслушивая их рассказы друг о друге. Этот опыт подрывает наше ощущение безопасности, достоинства и приятия. Детские страхи вскоре становятся страхами взрослых. А через некоторое время они начинают разрушать здоровье. Таким образом, боль, болезнь или расстройство в теле можно рассматривать как сообщение о том, что существует конфликт эмоций и мыслей, который угрожает выживанию. По мере развития понимания взаимоотношений между разумом и телом мы можем спросить: "Почему я причиняю себе боль именно таким образом?" На сознательном уровне мы вовсе не желаем истязать себя,
испытывать боль или болеть, но оказывается, что именно это и происходит. Когда мы понимаем, что тело выражает все то, что лежит на поверхности, что оно служит зеркалом, заглянув в которое, мы можем увидеть свой внутренний мир, когда действительно осознаем, что вся наша жизнь неуклонно стремится к завершенности и равновесию, тогда видим, что наши болезни — средства поиска этого равновесия.
Наши трудности — это карты и путеводители, помогающие в поиске глубокого корня мудрой и бескорыстной любви, которая присуща каждому из нас.
Вместо того чтобы поддаваться угнетающему чувству безнадежности и ответственности за все происходящее, давайте рассматривать свою болезнь как серьезный вызов. Нарушение равновесия — сигнал тревоги, дающий нам возможность учиться и расти. Вместо того чтобы предаваться сожалению и самобичеванию, нужно быть конструктивными, осознавать свою роль, как в собственной болезни, так и в выздоровлении. А затем зададимся вопросом: "Так что же нужно сделать, чтобы трудности покинули меня?" Целеустремленная мысль направляет энергию, потому что энергия следует за мыслью. На чем бы ни сосредотачивалась мысль, на этом же концентрируется и энергия. Если мы сосредоточены на своей болезни, а наши мысли и чувства разбросаны и расстроены, тогда болезнь может нас быстро подавить. Если природа мысли препятствует концентрации энергии, то такая блокада становится причиной дискомфорта, боли или болезни. Поток энергии освобождается при изменении нашей позиции в сторону приятия и свободы, при этом боль и дискомфорт уменьшаются.
Все, что есть во Вселенной, в том числе и то, что создает наше бытие, - это энергия.
Она может принимать разные формы, но в любой форме - будь то физическое состояние, психический конфликт, чувственное наслаждение или духовная реализация - она все равно остается энергией. Когда внутри нас имеется дисгармония, мы можем испытывать сильный кашель, чувство раздражения, боль в спине. Если мы несем вместе и психологическое и
физическое, то можно понять, что нет различия в способе выражения настроения: лежащий в основе этого дисбаланс— это просто энергия, требующая выхода.
Каждая часть тела обладает собственной уникальной функцией и имеет собственное предназначение, эта функция соответствует определенному аспекту нашей личности (например, в ногах выражается способность к передвижению и направлению движения).
Если мы испытываем несогласие, то энергия, которая ассоциируется с этим несогласием, ослабляет соответствующую часть тела, оставляя ее ранимой и восприимчивой к повреждениям и болезням. Мысль буквально стесняет эту область, вызывая таким образом заболевание. "То, что мы гоним прочь из наших мыслей, всегда возвращается обратно и располагается в той же области, которая испытывала напряжение в тот момент",— говорил Решад Филд в книге "Излечиться сейчас". Если научиться понимать язык, которым пользуется тело, чтобы поведать нам о неполадках, то можно увидеть выраженные с его помощью отрицательные мыслительные стереотипы и установки и сменить их на позитивные. Это, в свою очередь, укрепит соответствующую часть тела, даст возможность восстановить сопротивляемость и начать выздоровление.
Например, состояние рук свидетельствует о том, как мы обращается с собственной жизнью, как обращаются с нами, как умеем адаптироваться, а также имеем ли способности к творчеству и самовыражению. Если возникают проблемы с руками, мы можем рассмотреть эти аспекты нашей сущности и увидеть, где лежит конфликт. Если мы стараемся избавиться от этих мыслей и сохраняем напряжение в данной области, поражение будет постепенно усиливаться. Если мы сможем понять эти сообщения, то сможем осознать проблему. "Многие больные уже знают кое-что об этой связи, и нужен только врач с открытым мышлением, который мог бы использовать это знание".
Итак, если разум лечит тело, то разум и калечит тело!